Ужесточение политики в ЕС
В июле Европейский Союз продолжил ужесточение своей политики в отношении международных автоперевозок, что значительно снизило пропускную способность пограничных переходов. Менее половины грузовиков получили разрешение на въезд в страны ЕС, что стало серьезным испытанием для логистических цепочек. Особенно это касается перевозок из Беларуси и России, где процент пропуска транспорта на различных переходах варьируется от 13% до 74%, в зависимости от пункта пересечения границы.
Ограничения для Беларуси
Ситуация для белорусских перевозчиков стала ещё более сложной после введения Латвией запрета на въезд легковых автомобилей, зарегистрированных в Беларуси, с 16 июля. Более того, с 2 августа автоперевозки через ЕС запрещены для компаний, где белорусам принадлежит 25% или более акций. Это заставляет перевозчиков искать обходные пути, что неизбежно ведет к увеличению стоимости перевозок, как отмечает специалист Станислав Суханов.
Рост спроса на перевозки из Китая
На фоне ограничений в ЕС, спрос на автоперевозки из Китая значительно вырос. Это связано с проблемами в других видах транспорта, особенно морских, где наблюдается дефицит контейнеровозов из-за ситуации в Красном море. В первом полугодии 2024 года объем автоперевозок из Китая увеличился в 1.4 раза. Однако, несмотря на рост, время прохождения границы в Китае увеличилось на 20-30%, что, хотя и не критично, добавляет сложностей.
Проблемы на границах и в транзите
Инфраструктурные проблемы на границах, особенно с Казахстаном, где усилены досмотры, приводят к задержкам доставки товаров до двух недель. Директор по развитию бизнеса SOTA Logistic, Игорь Чернышев, подчеркивает, что такие задержки вызваны не только инфраструктурными ограничениями, но и усилением контрольных процедур.
Финансовые и логистические вызовы
Финансовые отношения между Россией и Китаем также усложнились. Российские компании стали "токсичными" для китайских банков, что привело к трудностям в открытии счетов и краткосрочности существующих финансовых каналов. Это вынуждает рынок искать альтернативные схемы расчетов.
Заключение
Рынок международных автоперевозок в июле 2024 года столкнулся с множеством вызовов: от политических ограничений в Европе до логистических и финансовых препятствий на Востоке. Перевозчики вынуждены адаптироваться к быстро меняющимся условиям, искать новые маршруты и финансовые механизмы для продолжения своей деятельности. Прогнозирование дальнейших изменений остается сложным из-за непредсказуемости внешних факторов и продолжающегося санкционного давления.